Споры о пользе и вреде развивающих компьютерных игр для здоровья ребенка не утихают между родителями, учителями и детьми. Попробуем поискать истину вместе.
Многие компьютерные игры направлены на развитие определенных навыков ребенка, будь то счет, чтение, иностранный язык, логическое мышление, память, зрительно-моторная координация. Про плюсы и минусы этих игр мы сейчас и поговорим.
Бывает, что у младших школьников нарушена или не до конца оформлена координация зрительно-слуховых и моторных анализаторов мозга. Детям трудно воспринимать и записывать информацию на слух, они путают «право» и «лево». Компьютерная развивающая игра может стать в этом случае хорошим помощником, ведь ребенок должен одновременно нажимать на определенные клавиши и следить за тем, что происходит на экране, управляя при этом мышкой. Но действительно полезными игры могут быть лишь при умеренном и правильном использовании.
Назначение развивающих игр и их режим дозирования устанавливают психолог и невролог с учетом индивидуальности и состояния здоровья ребенка. При их помощи идет развитие пространственных понятий на основе клавиш управления (вверх, вниз, вправо, влево), развитие различных видов памяти – зрительной, словесно-логической и эмоциональной. Специалист с помощью игры учит ребенка концентрировать внимание при помощи изображения. Ведь не секрет, что, играя, учиться легче. В какой-то степени развивающая игра направлена на развитие манипулятивных способностей мелкой моторики, ребенок учится соотносить свое управление мышью с действием на экране.
Но и хорошие развивающие игры можно предлагать ребенку только после освоения им традиционных видов детского творчества, таких как рисование, конструирование, лепка, слушание и сочинение сказок, и только при условии, что у ребенка уже хорошо развита речь. И, конечно же, только после того, как малыш освоит ролевые тематические детские игры, в которых необходимо самому строить сюжет, используя воображение. Это нужно, чтобы ребенок смог отличить игру от реальности. Но лучше все же предоставить свободный доступ к компьютерному «учителю» после шести-семи лет, когда дети уже готовы к использованию его по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации.
Каковы положительные моменты в обучении с компьютером? Конечно же, это знакомство с устройством компьютера, свободное владение мышью и клавиатурой, овладение навыками, на которые игры нацелены, то есть освоение счета и чтения. У детей происходит усвоение понятия игры по правилам, ведь все игры имеют четкую задачу и правила, с которыми не поспоришь. Хорошо это или плохо – решает каждый родитель сам.
Чем могут быть опасны компьютерные игры для детского здоровья?
Общая моторика в компьютерных играх не развивается вообще, так как мозг не получает обратной связи от мышц. Исключение составляют игры, где ребенок управляет машиной при помощи руля-имитатора, но в этом случае он реально учится водить машину. Для большинства родителей самое известное противопоказание это нарушение зрения. Хотя все гораздо серьезнее: плавание в виртуальном мире таит немало подводных камней. Малообщительным детям психологи не рекомендуют компьютерные игры, пусть и развивающие, так как малыши замыкаются еще больше в этом виртуальном мире. Эмоциональным, несдержанным и возбудимым детям компьютерные игры тоже мало подходят. Детям, страдающим психосоматическими расстройствами, такими как энурез, головные боли, астма, эпилепсия, раннее компьютеризированное обучение противопоказано. Расстройства речи, различные логоневрозы, заикание, низкий уровень речевого развития несомненно требуют своего решения до того момента, как ребенка допустят к монитору. Даже если учитывать все плюсы обучения и развития у экрана, на первый план у детей выходит другая функция компьютера: игры, развлечения, а ребенку ведь еще и в школе предстоит учиться, и в институте, и везде нужен будет ПК.
Могут ли компьютерные игры быть предпочтительнее обычных развивающих занятий? И если да – то чем? Только тем, что такие занятия, конечно, лучше, чем полное их отсутствие, то есть это спасение для ленивых или занятых, работающих родителей. Но нужны мера и контроль, поэтому ребенок не должен оставаться наедине с экранным «учителем».
Все-таки помните, что ваши общие занятия – это именно учеба, а компьютер является лишь инструментом для развития.