«Если действия специалистов по коррекции РАС не согласованы, терапия может не давать нужного эффекта»

Елена Антонова, психолог-дефектолог, эксперт Центра лечебной педагогики в Москве, рассказывает о методах терапии, применяемых при РАС у детей.

Есть ли такое понятие, как лечение аутизма, можно ли вылечить ребенка с РАС?

В нашем менталитете такая особенность: если есть какое-то заболевание, значит, его нужно лечить. Это, конечно, далеко не так.

Многие здравомыслящие люди и специалисты сходятся во мнении, что РАС это такая особенность развития, излечить которую невозможно. Я в этой теме около 20-ти лет, и опираясь на личный опыт, могу сказать: дети с РАС становятся взрослыми с РАС, они не будут полностью обычными людьми никогда.

Тем не менее, я считаю, что в ситуации, когда у ребенка диагностировали РАС, многое можно изменить в лучшую сторону с помощью определенной терапии: можно скорректировать поведение, помочь ему адаптироваться, наладить отношения с обществом, подобрать обучение, соответствующее его возможностям.

На что направлены методы коррекции?

Мне видятся две группы направления терапии вообще их больше, но я разделю на две: одна основана на выстраивании отношений ребенка с миром, а вторая на то, чтобы сделать мир вокруг ребенка более удобным для него.

Если в первом случае методы коррекции будут скорее подобраны под ребенка, учитывая его интересы и особенности, то во втором эти способы, если так можно выразиться, более однотипны.

Многие родители детей с РАС, исходя из своего опыта, говорят, что в первую очередь помощь нужна маме. В чем она заключается?

В первую очередь в том, чтобы маме в этой ситуации сохранить спокойствие. Заземлиться, выдохнуть и важно обнаружить, что вы такая не одна.

Я состою во многих интернет-сообществах, где общаются родители детей с РАС и я вижу, как это работает: мама, которая публикует пост со словами вчера моему ребенку поставили диагноз&hellip,. тут же получает сотни отзывов и комментариев таких же родителей и получает от них помощь и поддержку.

Я всегда советую мамам, которые не знают, что делать и куда бежать, пообщаться с теми, кто уже внутри.

Например, если вы сомневаетесь, стоит ли обращаться в какой-либо центр, или пробовать новую методику коррекции, поговорите с мамами, которые через это проходили. Кроме групп взаимопомощи все больше в последнее время появляется терапевтических групп, которые ведут профессиональные психологи.

Каким методикам работы с детьми с РАС доверяете лично вы?

Мне импонирует методика Стенли Гринспен DIR/Floortime (Время на полу). В России всего 5 человек имеют право преподавать и обучать новых специалистов по Floortime. Методика очень интересная, она учит родителей, как играть с детьми и получать не только обоюдное удовольствие, но и пользу от процесса, как наладить взаимодействие с собственным ребенком, опираясь на его интересы. На мой взгляд, отталкиваться от приоритетов ребенка в любой терапии самое главное. Родителей учат фокусироваться на ребенке, наблюдать за ним, анализировать и понимать причины его поведения.

Вторая методика, которой я доверяю, Денверская модель раннего вмешательства. Она опирается на тот же принцип от ребенка, но здесь также учитываются особенности характера и интересов родителя.

Когда мы с коллегами стали обучаться методике Floortime, с удивлением обнаружили, что работаем и делаем все практически так же.

У меня впечатление, что люди, которые работают с детьми с аутизмом, в своей работе постепенно приходят к одному и тому же, говорят на одном языке.

Провести какое-то четкое разделение по группам довольно сложно, множество методик пересекаются. Так, многие российские мамы рассказывают об успешности метода ABA. Но по сути, это та же терапия поведения плюс дополнительные инструменты например, использование специальных карточек и расписания.

А в чем заключается метод сенсорной интеграции и как вы к нему относитесь?

Если описать в целом, сенсорная интеграция это работа над взаимосвязями сигналов, которые мы получаем, с нашим поведением. Дело в том, что если мы как-то неправильно интерпретируем сигналы, которые к нам приходят, наше поведение тоже будет не совсем обычным.

Так, у детей с РАС при наличии нарушении сенсорной интеграции повышается поверхностная чувствительность ребенок любит все гладить, или размазывать, другой ребенок будет в поиске вестибулярных ощущений может постоянно прыгать или не слезать с качелей. Кто-то, напротив, будет избегать стимулов: закрывать уши даже при негромких звуках.

Здесь отмечу важный момент: бывает, что у детей с аутизмом нарушена сенсорная интеграция, а бывает и нет. При этом нарушение еще не является однозначным поводом сказать, что у ребенка РАС.

Со стороны метод сенсорной интеграции выглядит как веселая игра, внутри же все гораздо сложнее и продуманнее.

Все происходит в специально оборудованном сенсорном зале, где мягкие маты на полу, качели-лесенки-горки, и ребенок выбирает то, что ему по нраву. Задача специалиста поддержать эту активность.

Я знаю, что есть другой вид терапии биологическая. При этой терапии вводится определенная диета и прием витаминов, из организма ребенка выводятся тяжелые металлы. Это вообще действенно?

Не вижу ничего плохого. Не скажу, что различные биомедицинские методы, в том числе те, что вы перечислили, это панацея, но кому-то из детей это действительно помогает. Например, при введении безглютеновой или безказеиновой диеты, дети часто становятся спокойнее, у них меняется настроение и поведение. Объясняется это просто: таким образом мы меняем химию организма, происходят изменения на физиологическом уровне.

Елена, при таком множестве разнообразных методик, как выбрать то, что нужно, как не растеряться родителю?

У меня есть примеры, когда родители готовы посвящать все свое время малышу у него здесь одна терапия, тут другие занятия, завтра у него катание на лошадях, а послезавтра плавание с дельфинами. Это не всегда работает, и мы против такого подхода.

Если действия специалистов не согласованы, терапия может не давать нужного эффекта. Выберите одно-два места, постарайтесь организовать процесс так, чтобы специалисты общались между собой и помните, что количество не равно качеству.

.

Спецпроект «Расстройства аутистического спектра»

  • Игорь Шпицберг: «В нашей стране АВА пропагандируют больше, чем другие методы»
  • «Аутостимуляция формируется у ребенка с РАС вместо эмоциональной связи с мамой»
  • Что делать, если вы подозреваете у ребенка серьезный диагноз? История мамы девочки с ранним аутизмом
  • «Аутизм — это не проблемы в общении». Как растить ребёнка с РАС
  • «Однажды я перестала накручивать себя и доказывать кому-то, что мой ребенок — обычный»

Все материалы спецпроекта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: