Как научить ребенка самостоятельности

Как научить ребенка самостоятельности, в каком возрасте лучше начинать это делать? Подобные вопросы задают себе и специалистам все родители без исключения. 

Кто-то с раннего возраста умеет одеваться и кушать, а кого-то даже в школу одевают взрослые. Как найти тот самый возраст, когда пора доверить ребенку самому обслуживать себя? Расскажем в статье.

Самостоятельность ребенка

Самостоятельность ребенка – черта, к которой следует приучать с раннего детства. Чем дольше одергивать малышей и делать все за них, тем больше вероятность, что они к этому привыкнут. Одевание, уборка, кормление, выбор – эти сферы чаще всего требуют самостоятельности, но чаще всего ее и недополучают.

Малыш привык, что утром его будит мама, ведет умываться, кормит горячим готовым завтраком, одевает, собирает вещи в детский сад или школу. Процесс привыкания запущен.  

Привыкание возможно по двум причинам:

  • так удобно, потому что «все сделают за меня и мне не надо напрягаться»,
  • так проще, потому что «я все равно все сделаю не так, и маме придется переделывать». 

Эти варианты не имеют положительных последствий. Первый вариант развивает лень и апатию, второй вариант добавляет к этому низкую самооценку и неуверенность в своих силах. Поэтому не стоит одергивать детей, забирать у них инициативу и желание сделать что-то самим. 

Когда ребенок начинает осознавать себя как личность и говорить «Я сам», дайте ему возможность, а лучше помогите, чтобы попытка начать самостоятельные действия увенчалась успехом. 

Учить самостоятельности следует постепенно, но с самого раннего возраста. Начинать нужно с определенных действий и ритуалов, не перегибая палку, но и не идя на поводу.

Понятно, что грудного младенца нельзя приучать самостоятельно есть и одеваться. Но его можно ненадолго оставлять одного в кроватке, не нося постоянно на руках, а также давать возможность засыпать одному.  

Самостоятельность ребенка

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, не бояться темноты и звуков? Начинать приучение к самостоятельному засыпанию следует, когда возраст малыша достигнет нескольких месяцев. Новорожденного ребенка не следует оставлять одного в комнате, маме важно быть рядом в первые месяцы жизни и днем, и ночью.

Когда ребенок начинает осознавать себя и распознавать окружающих, реагировать на игрушки и голоса, можно практиковать самостоятельное засыпание. Попробуйте уложить чадо в кроватку днем, подложив мягкую игрушку или завернутую в приятную ткань теплую грелку. Тепло от грелки создаст ощущение присутствия мамы, малыш начнет засыпать.

Постойте рядом, покачайте кроватку, но не берите ребенка на руки. Дайте возможность уснуть самостоятельно.

Если ребенок постарше, объясняйте, что у каждого человека есть свое собственное место для сна: у мамы, папы, бабушки, брата, сестры, кошки, собаки. Скажите, что к нему ночью придут хорошие сказочные сны, что он в это время должен быть в своей кроватке. Позвольте взять с собой игрушку, только смотрите, чтобы она не была жесткой и тяжелой, иначе доставит дискомфорт во сне.   

Чем дольше вы станете ежеминутно опекать детей и подхватывать все инициативы, тем сильнее будет зависимость ребенка от взрослого. Мальчики и девочки не просто не станут самостоятельно засыпать, они не отпустят маму даже в туалет. 

Боязнь потерять родителей из вида вызовет истерику и еще большую зависимость. Старайтесь не допустить подобных ситуаций, иначе может потребоваться помощь специалистов.  

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Как научить самостоятельно одеваться

Как научить малыша самостоятельно одеваться и когда следует позволять это делать? Не секрет, что младенцы не любят процесс одевания и всячески сопротивляются ему. Ребенок снимает с себя шапку, сучит ногами и руками, пытаясь выбраться из одежды. 

Приучать самостоятельно одеваться следует детей постарше. Возраст 2-3 года вполне подходит для того, чтобы ребенок начал осознавать значение одежды, подбирать ее и учиться надевать на себя.

Чтобы процесс одевания был понятнее и нагляднее, учите ребенка на игрушках. Позвольте одеть куклу на прогулку, мишку в гости или зайца на занятия. Покажите, в какой очередности надевают вещи. 

Если найдете игрушечные картонные экземпляры кукол и одежды – используйте их. Они помогут не просто уточнить очередность одевания, но и учиться сочетать предметы гардероба по сезону, фактуре, цвету.

Нередко девочки любят мерить мамину одежду и обувь. Время от времени позволяйте это, но следите за сохранностью вещей и правильностью их одевания. 

Особенно будьте внимательны во время примерки туфель на каблуках и платформах: дети нередко получают травмы во время этих процедур. Лучше дать померить обувь на плоском ходу, объяснив это современными модными тенденциями.

Если малышки категорически отказываются самостоятельно одеваться, приучайте для начала их самостоятельно раздеваться. Этот процесс дети любят больше, поэтому, придя из детского сада или с прогулки, попросите малыша освободиться от одежды, пока вы будете подогревать чай и накрывать стол. 

Если ребенок будет знать, что мама в это время занята, он с большей вероятностью согласится раздеться сам. Если же мама встанет рядом и начнет смотреть на малыша и комментировать процесс, скорее всего ребенок не захочет самостоятельно снимать одежду. 

Как научить самостоятельно одеваться

Приучайте детей не просто вылезать из штанов, свитера, носков, разбрасывая вывернутые вещи вокруг, а аккуратно складывать их в шкаф, стирку или на просушку.

Когда процесс раздевания будет полностью освоен и уже не станет вызывать протестов, вернитесь к процессу одевания. «Ты одень куклу, а я потом помогу одеться тебе. Только посмотри в окно и приготовь подходящую по погоде одежду», — можно начать так. 

Вроде бы ничего сложного, но уже сформулировано сложное и самостоятельное задание: оценить погодную ситуацию, подобрать одежду кукле, надеть на нее все, а затем выбрать наряд себе. Если ребенок не способен выполнить задание в этой последовательности, разделите просьбу на этапы и помогите их осилить. 

Нередко ребенок отказывается одеваться, потому что не в силах справиться с застежками: пуговицами, молниями, шнурками, клепками. Для малышей можно выбирать одежду с застежками на липучках, с ними удобнее обращаться и начинать обучение одеванию.

Когда справиться с основными предметами гардероба ребенку будет по силам, постепенно можно вводить сложные застежки. Учить ими пользоваться можно с раннего возраста: есть интересные развивающие игрушки с использованием пуговиц, шнурков и молний. А вот застегивать на себе можно уже позже, когда пальчики станут проворнее.

Процесс обувания тоже интересен и может показаться сложным. Чаще всего малыши путают левый ботинок с правым, не могут справиться с застежками или шнурками. 

Поэтому рекомендуем выбирать первую обувь также на липучках, а когда ребенок привыкнет к ней, усложнить задачу. Спокойно разъясняйте, как отличить правые и левые туфли, как ножка должна себя чувствовать внутри обуви, помогайте на первых порах застегивать  завязывать.     

Как научить самостоятельно одеваться

Как научить ребенка самостоятельно кушать

Один из сложных вопросов – как научить ребенка самостоятельно кушать. Грудное вскармливание, бутылочки, маленькие ложки – все это должно быть в арсенале каждой семьи. Но вот наступает время, когда чадо уже в состоянии держать ложку и кружку. На что обратить внимание и как правильно научить питаться самостоятельно?

Лучше всего позволять делать первые попытки самостоятельного приема пищи в возрасте старше 6 месяцев. Ребенок постарше уже имеет характер и скорее всего начнет капризничать, требовать, чтобы его кормили с ложки. Он уже знает разницу между обслуживанием и самостоятельностью.

Родители должны быть готовы, что обучение самостоятельному питанию – процесс трудоемкий, нервный, грязный. Для него необходимо оборудовать место – стол и стульчик, куда малыш будет садиться всегда, чтобы покушать.

Также лучше использовать посуду, которая не бьется, не ранит и мало весит. Вооружившись правильным настроем и чувством юмора, приготовив в запас дополнительную одежду и полотенца, смело приступайте к кормлению. 

Начальным этапом после соски и бутылочки может стать поилка, из которой ребенок научится пить. Как только этот процесс будет освоен, переходите на чашку. Дети с нормальным уровнем развития осваивают питье из чашки к 10-11 месяцам.

К 8 месяцам можно дать ребенку ложку. Она должна быть маленькой, легкой, из пластика, силикона, чтобы ребенку было приятно не только держать ее в руках, но и кушать из нее. Выбирайте яркие цвета, но не увлекайтесь декором, он может быть небезопасен.

Не удивляйтесь, если ребенок мешает еду в тарелке ложкой, а ест руками. В раннем возрасте еда представляет несколько иной интерес нежели утоление голода. Детей привлекает  консистенция, температура, сыпучесть, тянучесть. Поэтому кашу можно мешать руками (она смешно чавкает), вермишель проверять на длину (она смешно висит), ягоды разминать (они весело брызжут соком), а кисель тянуть из миски.

Так дети познают мир, и это вполне нормально. Главное, что после исследования нужно все же приучить ребенка есть пищу, а не использовать ее в качестве игры.

Вилку рекомендуют давать малышам после года, да и то при условии ее безопасности как предмета. 

Когда малыш начнет есть большую часть порции самостоятельно, перестаньте докармливать его с ложки. Иначе процесс пойдет обратно ребенок будет постоянно ждать того момента, пока мама возьмет ложку в руки и покормит его чисто и быстро. 

Учите малышей вытирать рот, пальцы салфетками, использовать полотенце в качестве защиты для одежды.  

Как научить ребенка самостоятельно кушать

Как приучить ребенка к самостоятельности

Мы рассказали основные моменты, как приучить ребенка к самостоятельности. Питание, сон, одевание являются важными составляющими жизни. 

Есть еще и другие навыки, которые дети должны осваивать: гигиена (умывание, чистка зубов, мытье волос и тела), уборка в комнате (в том числе на столе и в шкафу), заправка постели, поддержание порядка.

Многие из этих дел ребенок делает в раннем возрасте и делает по привычке или примеру. Поэтому следует каждое утро вместе с малышом делать зарядку, идти в душ, чистить зубы. Личный пример и совместное действие – лучшие учителя. 

Можно приглашать ребенка совершить то или иное действие, не заставлять его. «Давай уберем игрушки с дивана в ящик, а потом сядем на диван смотреть мультики» — начните разговор так. Главное в этом предложении – сядем смотреть мультики. Но для того, чтобы было куда сесть, надо освободить диван. 

Это вроде бы второстепенное действие, но именно этого мама в принципе и добивалась. Логика понятна, ребенок усвоит урок, что если хочешь смотреть на диване мультики, нужно его освободить. 

Используйте игру, приучая малышей к самостоятельности. Малыш может что-то полезное сделать для своих игрушек, а лисичка пришлет ему подарок. Приучая малыша заботиться о других, вы косвенно приучаете его заботиться и о себе. Сначала оденься сам, а потом одень мишку. Сначала покушай сам, покажи пример мишке, а потом можешь покормить его.

Аналогии с игрушками и сказочными героями ближе детям, чем взрослые понятия и  объяснения. У каждого человека свое развитие и свой возраст. Учитывайте это, приучая детей к самостоятельности.

Не следует слишком перегружать или расслаблять мальчиков и девочек, нужно давать им задания и дела по возрасту и развитию, определяя заодно и уровень ответственности. Тогда есть возможность вырастить гармоничную самостоятельную личность.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: