Пиноккио и Буратино: история деревянных кукол, покоривших мир

Эта деревянная игрушка-марионетка из Италии известна и взрослым, и детям по всему миру. Книга итальянского публициста Карло Коллоди переведена на 260 языков, ее 400 раз экранизировали на сцене и на экране. Не отстает от итальянца и его «русский сородич» Буратино — книгу, мультфильмы, фильмы и спектакли о его приключениях знают в нашей стране все. Рассказываем историю двух деревянных кукол и их «пап Карло».

Журналист из Тосканы

Карло Лоренцини родился в небогатой флорентийской семье в 1826 году. Отец его, будучи в услужении у богатой тосканской фамилии, скопив немного денег, отправил своего сына учиться в семинарию. Но карьера священника совсем не привлекала молодого итальянца проучившись немного, Карло Лоренцини забросил учебу и начал работать в местной газете. Когда в Италии началась война за независимость и объединение страны, Карло без раздумий записался в ряды добровольческой армии.

После военных конфликтов он снова вернулся к работе в газете, взяв патриотичный псевдоним Коллоди так называлось маленькое поселение в Тоскане, откуда была родом его мать.

В 1856 году Карло Коллоди опубликовал первый в мире путеводитель: ироничный роман-фельетон Пар (Роман в паровозе: историко-юмористический путеводитель по дороге из Флоренции в Ливорно). Поезд из Флоренции в Ливорно шел три часа, и именно за такое количество времени читался этот очерк путеводитель по родным местам писателя. Эта книга помогла журналисту тосканской газеты прославиться на всю Италию.

В 1881 году Карло Коллоди начал сотрудничество с детским изданием Газета для детей. Специально для маленьких читателей, автор пишет историю, в которой причудливым образом смешались сюжеты народных итальянских сказок, которые ему рассказывала мать, жительница маленького села Коллоди, и злободневные для Италии того времени политические и социальные проблемы.

Главным героем нового произведения выступил бураттино (итал. burattino — кукла, марионетка), который хочет стать человеком. Публикация, имевшая ошеломительный успех у детворы, растянулась почти на год писателю платили немного и за каждую строку, да и юные читатели требовали новых приключений Пиноккио. Под этим названием, Приключения Пиноккио, повесть вошла в историю мировой детской литературы.

Кадр из мультфильма Пиноккио 1940 года

Христианское воспитание характера и католическая цензура

Пиноккио, мальчик-деревянная марионетка, хочет стать настоящим ребенком, но будучи эгоистичным, как все избалованные дети, никак не может понять, что вырасти, стать человеком, можно лишь постоянно работая над собой и своими внутренними качествами. Если в начале повествования Пиноккио был уверен в том, что Фея с Голубыми Волосами запросто превратит его в настоящего человека, то позже, пройдя череду испытаний, потеряв друзей, пережив обманы и предательство, Пиноккио перестает думать только о себе.

Он работает не покладая рук, чтобы обеспечить достойную старость своему отцу, помогает и подруге своей юности Фее, которая попала в затруднительное положение. И в конце концов, рано утром, собираясь на работу, он видит беспомощную куклу-марионетку, сидящую в углу комнате. Повесть о деревянном мальчишке это произведение о духовном росте и развитии человека, и кроме народных мотивов, в ней можно найти отсылки к Библии и Священному писанию.

Но именно служители католической церкви в Италии были против публикации повести о Пиноккио: творцом Коллоди выводит не Бога, а простого плотника Джепетто, именно он вырезал из полена игрушку.

Также вопросы у цензуры возникли и к имени плотника, прямо указывающего на аллюзии к Библии: Джепетто итальянский сленговый вариант имени Иосиф. Вот и получается, что плотник Иосиф создал из соснового бруска, по образу и подобию своему, деревянного человечка. Но лишь работа над своими душевными качествами и развитие их, помогли ему стать живым мальчиком. Коллоди был одним из первых писателей, который в своем произведении для детей заменил христианскую мораль и учение на общечеловеческие принципы.

Но цензура была бессильна против той огромной любви к марионетке сосновому орешку так с итальянского переводится имя Пиноккио, которая охватила всю Италию. До сих пор, одним из культовых мест в Тоскане считается парк Пиноккио в небольшом городке Пеша. На воротах этого развлекательного парка для детей и взрослых красуется надпись Бессмертному Пиноккио благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет.

Советский граф и забытый перевод с итальянского

Советский граф Алексей Толстой не случайно получил такое прозвище. Будучи потомком одной из ветвей древнего дворянского рода, он с детства не знал ни в чем отказа. Был неумерен во всем, но удивительным образом умел находить себе друзей и покровителей так граф Алексей Толстой стал личным другом Иосифа Сталина и лауреатом многих социалистических премий.

Алексей Толстой

В среде белой эмиграции Толстого за это не уважали, некоторые деятели русской эмиграции даже ставили под сомнение его графское происхождение, но Алексею Николаевичу на это, как, впрочем, и на многое другое, было наплевать. Он жил в свое удовольствие, писал, переводил, много путешествовал. Сравнительно недолго он жил в Берлине, где в 1923 году занялся литературной редакцией перевода истории о деревянном человечке.

Одна из ключевых фигур русской литературы в изгнании, публицист и писательница Нина Петровская, после Революции жила в Италии в страшной нищете. Чтобы хоть как-то свести концы с концами она бралась за копеечные переводы, и однажды решила перевести знаменитую итальянскую сказку. Перевод она закончила уже в Германии, где работала в русском издательстве, но выхода своей работы так и не увидела.

Золотой ключик к успеху

Книга Приключения Пиноккио. История деревянной куклы в переводе писательницы Нины Петровской и под редакцией Толстого вышла в Берлине в 1924 году. А Советский граф так увлекся этой сказкой, что вскоре выпустил свою, авторскую версию: Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди, позднее вспоминал Толстой но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака написал на ту же тему по-своему.

В предисловии к первой публикации своей новой детской повести Толстой говорит о том, что в детстве просто обожал книгу неизвестного автора про приключения марионетки-бураттино. Тут писатель явно слукавил первый литературный перевод про приключения Пиноккио вышел в России в 1908 году, когда писателю было около 27 лет. Но чего только не сделаешь ради красивой истории! Золотой ключик, или приключения Буратино сразу же нашли своего читателя. В 1936 году эта сказка была уже поставлена на сцене Центрального детского театра, а немного позже Толстой уже работал над сценарием для фильма про Буратино.

Буратино стал очень советским вариантом сказки о Пиноккио. Католическая мораль была частично заменена на социалистические идеи для молодежи, но неизменным осталось одно только ты сам можешь помочь себе стать настоящим человеком, через внутреннюю работу и воспитание своей личности.

Кадр из мультфильма Приключения Буратино 1959 года

Алексей Николаевич, будучи человеком ироничным, не упустил возможности передать привет всей литературной элите того времени: Буратино он срисовал с писателя Максима Горького, который в начале своей карьеры простецким характером приводил в ужас хозяек модных литературных салонов (вспомните первое чаепитие у Мальвины).

Вечно страдающий Пьеро это Александр Блок и его меланхолия о прекрасной даме. А Карабаса-Барабаса, деспотичного владельца театра, Толстой списал с Мейерхольда, чьи конфликты с актерами давно стали притчей во языцех. Не забыл наш граф и автора оригинальной сказки неслучайно плотника зовут Карло.

Золотой ключик, или приключения Буратино для юных читателей СССР стали больше, чем сказкой. Книга с 1936 года издавалась 182 раза и была переведена на 47 языков общим тиражом 14,587 миллиона экземпляров.

Да и сейчас в нашей стране нет ни одного, кто бы не знал, кто такой Буратино.

Пиноккио и Буратино невозможно назвать близнецами-братьями, но то, что объединяет эти две сказочные повести, будет актуально всегда не позволяй душе лениться.

Еще одна история о самых непримиримых врагах и, одновременно, о самых лучших друзьях: Томе и Джерри, Волке и Зайце.

Обложка: кадр из мультфильма Пиноккио.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: