«Спи, моя радость, усни»: чем колыбельная лучше «белого шума»

Мамы издревле убаюкивали малышей, напевая тихонько монотонную песенку. Возникшая в последнее время повальная любовь к «белому шуму» легко объясняется — от родителей почти не требуется усилий, ребенок спит. Прекрасно же? Не факт. Разбираем природу колыбельной песни, в которой все тоньше, чем вы думали.

Колыбельная и физиология малыша

Начнем с основ. Какую песню можно считать колыбельной? В принципе, любую, если она построена по очень простым правилам. Колыбельная должна быть размеренной, написанной в определенном ритме и спета особым образом. На этом пункте стоит остановиться подробнее.

Колыбельная есть в любой культуре без исключения это лучшее свидетельство эволюционной целесообразности. Более того, вместо слов часто используется набор повторяющихся звуков поэтому, напевая песенку на любом языке, можно уложить спать младенца из любой языковой среды. На самом первом, древнейшем и глубинном слое колыбельной не слова, а звукоподражание новорожденному, ведь абсолютно все люди после рождения говорят на едином языке да и слово мама звучит одинаково во всех уголках мира.

Понятно, что такое обстоятельство делает эту песню универсальной в рамках одного биологического рода. И это очень логично с точки зрения эволюции: любая кошка может успокоить чужого котенка, например и то же самое касается любого животного, включая человека. Другие слои колыбельной содержат в себе сакральный, мифологический и обережный смыслы о них чуть позже.

Колыбельная поется на так называемом дыхании диафрагмой другими способами не получится напевать ее негромко. Можно попробовать распознать это дыхание самостоятельно при правильном звукоизвлечении ощущается легкая вибрация от солнечного сплетения и выше.

Звук это волна, и очень важно, где именно она начинается. Именно таким образом поются все без исключения народные песни из диафрагмы, открытым и свободным голосом.

Звук извлекается за счет внутренних полостей, при открытом пении звучат и вибрируют все органы тела и тело ребенка тоже вибрирует в унисон, если он находится в этот момент на руках у мамы, прижатым к ее груди.

Во время колыбельной происходит сонастройка мамы и малыша на волновом и физиологическом уровне.

Во время исполнения колыбельной песни малыш находится в люльке или на руках у мамы: так он вдыхает запах самого родного на свете человека, ощущает покой и тепло. Просто поразительно, до чего мудро и просто устроено природой: в определенный момент колыбельной мама сливается с малышом, они снова становятся единым целым как совсем недавно, в то время, когда ребенок находился в утробе.

Стоит задуматься о том, почему некоторые медики предлагают мамам разговаривать с недоношенными детками в кювезах и напевать им песни все по той же самой причине. Наконец, логично предположить в этом контексте, что и дети с различными родовыми травмами и заболеваниями тоже могут получать исцеление от песни мамы, звучащей правильно.

Развитие психики младенца и звуки

Биологически мы, как и любые другие животные, устроены очень просто: на пике наслаждения или страдания мы общаемся звуками. Рождение и роды, оргазм и боль, смерть мы издаем звуки, а не слова. В такие моменты нашими телами, эмоциями и поведением управляет кортекс древнейшая часть головного мозга.

Звуком можно напугать или успокоить это зависит от высоты тона. Ухо младенца стало быть, и психика способно воспринимать гораздо больший диапазон звуков, чем взрослого. Самое простое доказательство любое приложение для смартфона с ультразвуком от комаров. Дети его слышат на определенной частоте, а родители нет.

Психика человека формируется в том числе и теми звуками, которые он слышит. Изначально единственный доступный человеку инструмент его голос содержит только безопасный для психики спектр. То же самое касается самых первых инструментов дудочки, барабана. Чем сложнее инструмент тем шире диапазон его звуков, тем сложнее предсказать его влияние на психику малыша. Самое время задуматься, а что за звуки присутствуют в цифровых песенках из мультиков и приложений? Как они влияют на детскую психику?

Белый шум: польза или вред?

Подобные размышления приводят к вопросу о белом шуме. Коротко это все звуки разом, как в слышимом спектре, так и за его пределами.

Да, многочисленные исследования подтверждают эффективность белого шума при бессоннице, да и дети затихают и засыпают быстро. Это удобно и просто во всяком случае, для родителей плачущего грудничка.

Приверженцы белого шума ставят в пример те звуки, которые младенец слышит еще в утробе но это сравнение не вполне корректно. Хотя бы потому, что шум крови, звук работающих органов и стук сердца звучат не беспорядочно, да и зависят от размера полостей тела мамы. Шум дождя или шелест листвы и звук ветра тоже подчиняются определенному ритму.

Вместо теплой мамы и объятий механически покачивающийся кокон, вместо грудного молока искусственная смесь, вместо маминого голоса механический звук. Прогресс это прекрасно, но можно ли однозначно судить о пользе всего этого? Мы не говорим о том, что засыпать под звук дождя это однозначное нет для ребенка, мы лишь за то, чтобы в жизни младенца было больше мгновений тактильного, настоящего контакта с мамой.

Стихи в колыбельной

Эта грань колыбельной заслуживает отдельного длинного текста, сейчас достаточно упомянуть, что песня учит ребенка безопасности и границам (не ложись на краю и не ходи за край), доносит базовые ценности рода или племени, учит представлениям о добре и зле.

Обережная часть когда мама или бабушка пропевает ребенку о том, что он красивый, умный, смелый и здоровый.

Тема колыбельной есть в творчестве всех классиков литературы в прямом или переосмысленном и художественно дополненном виде. Пушкин, например, написал солидное количество колыбельных в своих произведениях, за что нужно поблагодарить его няню, конечно и гений самого поэта. Жуковский, Цветаева, Гумилев, Маяковский, Набоков, Бродский, Ахматова, Есенин, Маршак, Чуковский и Михалков список можно продолжать бесконечно так или иначе обращались к этой тематике.

Колыбельная в контексте классической музыки

Разумеется, самая первая песня слышна и в музыке классических композиторов. В первую очередь она узнается по размеру и мелодике. Отголоски колыбельной в различной степени слышно в произведениях Чайковского, Римского-Корсакова, Шуберта, Мендельсона, Моцарта, Бизе, Пуччини, Шумана, Шостаковича. Колыбельные писали Высоцкий и Курт Кобейн, Розенбаум и Башлачев. Что касается знакомой каждому песни, вынесенной в заголовок, ее автором является великий Моцарт, а многие полифонические произведения для органа Баха тоже очень похожи на колыбельные.

Ускорение ритма жизни современного человека требует порой другого подхода и к воспитанию детей с самого раннего возраста. Но некоторые вещи вряд ли стоит пытаться заменить и колыбельная, кажется, в их числе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: